«Дитятко что тесто: как замесил, так и выросло»

Запись от 26 Апрель Print

воспитание 2

Есть у нас уверенность, что воспитание детей – процесс естественный, как сама природа. Ведь никто не станет учить волчицу заботиться о своем потомстве. Любая самка прекрасно знает, сколько и чем кормить детенышей, сколько им спать, сколько резвиться.
Любая мама розовощекого младенца понимает, что малышу полезно и что вредно. Чуть позже родители начнут объяснять ребенку, что такое хорошо и что такое плохо. То есть не просто заботиться о нем, но и обучать неким жизненным принципам. Объяснять нормы поведения, принятые в обществе, делиться собственным опытом, прививать определенные ценности. Общение детей и родителей при этом может быть очень эмоциональным. И родители будут прилагать немалые усилия, чтобы настоять на своем, чтобы «достучаться» до этого невозможного упрямца. Но на что направленно родительское внимание в момент пылких педагогических речей? Вопрос важный. И чтобы ответить на него, нам придется всерьез прислушаться к самим себе. Когда, казалось бы, детям доносится разумное, доброе, вечное, какую педагогическую задачу в данный момент мы перед собой ставим? А никакую. Мы очень часто начинаем учить жизни своего ребенка только потому, что наше раздражение или тревога, чувство собственной беспомощности и обида на него достигла точки кипения. И мы начинаем выяснять отношения. Как ты можешь?! Сколько это будет продолжаться?! О чем ты вообще думаешь?! Так нельзя!!! …Подобные фразы хорошо отражают наши эмоции. Но какую педагогическую задачу мы надеемся решить такого рода беседами? Представить результат увещеваний для ребенка можно легко, поставив себя на его место. Он, конечно, поймет, что им недовольны. Еще он почувствует, что родители НЕ ЗНАЮТ, что делать. И судя по накалу страстей, никто не знает. Т.е. он легко «считает» родительское отчаяние. Если ситуация повторяющаяся, у ребенка будет формироваться устойчивый тип реагирования на травмирующую ситуацию. Тогда отчаяние, ощущение собственной беспомощности перед миром может стать основным эмоциональным фоном для наших взрослеющих детей. А поскольку все-таки в психике человека заложено стремление к жизни, к созидательной деятельности, то переданная по наследству родительская безнадежность будет вызывать внутренний протест. Что вовне будет проявляться либо глухим упрямством, либо дурашливостью, либо рисковыми выходками, проверкой себя «на слабо».
Альтернативой подобной семейной ситуации является вдумчивое отношение родителей к задачам воспитания. Чему мы хотим научить своего ребенка? Каким способом мы будем достигать поставленных целей? Только ясное понимание своей роли в формировании структуры личности ребенка позволит родителям выстраивать с ним конструктивные отношения, приносящие семье радость и взаимную поддержку.

Статьи сотрудников