Другой путь родительства

Запись от 3 Май Print

особые дети

Нереальность происходящего. Ей дают поцеловать ножку, и уносят ее кроху в неизвестность, туда, где пахнет стерильностью, бесконечно страшно пищит аппаратура и каждый раз замирает сердце. От ужаса, от невозможности что-то изменить. Кто-то звонит поздравить, говорит теплые слова, но у нее только пустота. Новая пустота без малыша.
Это потом придут отчаяние, когда выть хочется от бессилия, и надежда на чудо, тревога, радость видеть живого и страх потерять, неизвестность, бесконечное одиночество в своих переживаниях. Когда не работают советы все знающих про успокоение детей бабушек, умных книжек, подруг и соседок, воспитавших не один десяток спокойных и уравновешенных детей, когда уже, кажется, сделала все мыслимое и даже немного из немыслимого, а он продолжает хныкать, или, еще хуже, кричать до синевы. И нервы сдают. При этом от обязанностей хозяйки и супруги никто и не подумал освободить. А силы закончились еще вчера. И физические, и душевные.
Каждая семья, где есть ребенок с особенностями, могла бы рассказать и совсем другую, свою, полную боли, историю. «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Ребенок мог родиться с «особенностями» или стать инвалидом из-за несчастного случая или заболевания. Как жить дальше? Что делать? Меняется уклад семьи в целом, меняется образ жизни каждого ее члена. Рождение здорового долгожданного ребенка в психологических тестах приравнивается к семейному кризису. Что же говорить о появлении в семье ребенка с «нюансами»? Такая ситуация – стресс для всех членов семьи. Фактически это означает, что придется сильно поменять свою жизнь, что теперь все интересы семьи будут направлены на реабилитационные или поддерживающие действия для этого ребенка. Жизнь порой меняется настолько круто, что главное – не сломаться самим.
Психологи отмечают, что основная масса семей с детьми-инвалидами делится на три группы:
• Первая – пассивные. Родители или недопонимают всей серьезности проблемы, или закрываются от нее, делая вид, что все хорошо. Так им психологически легче справляться самим. Как правило, в таких семьях для реабилитации детей под разными предлогами ничего не делается. Семья замыкается, отказывается от привычной жизни.
• Вторая – активные. Такие родители готовы горы свернуть в поисках новых методов лечения, лучших специалистов, современных препаратов, они не боятся никаких операций и процедур. Лишь бы вылечить! Семья сохраняет широкий круг общения, продолжает вести активную социальную жизнь. Все интересы семьи будут подчинены интересам ребенка – инвалида.
• Третья – рациональные. «Золотая середина». Такие родители не прячутся от проблем, но и не превращают их в идею-фикс. Своим чередом проводят нужное лечение, но не проявляют в этом сверх-усилий. Уделяя достаточно внимания и времени ребенку-инвалиду, не забывают и о других членах семьи.
Состояние хронического дискомфорта в той или иной степени отмечают большинство семей, воспитывающих ребенка-инвалида. Связано это с неопределенностью, с тревогой за будущее ребенка и семьи в целом. Все перевернулось с ног на голову, и многим трудно повернуть свою прежнюю жизнь в новое русло. Проблемы социального характера не обходят стороной. «Особый» ребенок может мешать соседям криками, и те будут высказывать свое неудовольствие. Родители могут запрещать своим здоровым детям общаться с ребенком-инвалидом. «Неадекватное» поведение в общественном месте редко обходится без косых взглядов и ядовитых замечаний в адрес матери. Это далеко не все, с чем может столкнуться родитель «особика». И все это не лучшим образом сказывается на мироощущении родителей, на обстановке в семье в целом.
Как быть тем, кто воспитывает «особого» ребенка? Прежде всего, постараться не поддаваться эмоциям и панике – принести пользу семье, ситуации, ребенку они вряд ли помогут. Как бы страшно ни звучало слово «инвалидность», с ней живут. Да, многое придется поменять, но это не значит, что простые радости жизни станут для вас недоступными. Зацикленность больше на собственных переживаниях зачастую приводит к ощущению себя, как жертвы: «какая же я несчастная». Такой пессимизм отнимает силы, которые нужны для действий. Вместо того, чтобы бороться, все уходит на самокопание. Чувство вины в той или иной степени сопровождает каждого родителя особого ребенка. Оно может быть настолько непереносимым, что заставляет родителей искать новых врачей, реабилитационные центры, способы. Только бы не останавливаться. И это уже не столько ради ребенка, сколько ради искупления вины: «Я делаю так много, я пробиваю, значит, я хороший родитель». И та, и другая позиции изматывают и оказываются малоэффективными.
Оказавшись в ситуации родителя «особого» ребенка, прежде всего помните, что важно заботиться о себе – опираясь на собственное, максимально возможное состояние комфорта и физического, и душевного, Вы гораздо больше сможете дать ребенку и семье в целом. Постарайтесь найти в окружении тех, кто так или иначе может Вам помочь, подменить Вас в уходе за ребенком.
Не отвергайте помощь психолога. В психологической реабилитации нуждаетесь и Вы, и все члены семьи.
Американским Центром раннего вмешательства предоставлены следующие рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов:
1. Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.
2. Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
4. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
5. Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.
6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться Вами.
7. Не бойтесь отказывать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.
8. Чаще разговаривайте с ребенком. Ни телевизор, ни радио не заменят Вас.
9. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
10. Не отказывайтесь от встреч с друзьями, приглашайте их в гости.
11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
13. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
14. Не изводите себя упреками. В том, что у Вас больной ребенок, Вы не виноваты.
15. Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Статьи сотрудников