Самооценка для успешной и счастливой жизни

Запись от 13 Апрель Print

самооценка-2

Самооценка – важное понятие в психологии. Чаще всего этим термином описывают отношение человека к самому себе. При этом, чем ближе представление человека о соотношении его реальных качеств к желаемым им же в самом себе, тем самооценка выше, чем более различаются эти представления, тем самооценка ниже. Обычно выделяется три вида самооценки:
Заниженная. Человек, которому свойственна заниженная самооценка, склонен оценивать себя негативно, переоценивать ошибки и недооценивать положительные результаты, обычно он ставит себе неадекватные цели, уровень притязаний снижен. Заниженная самооценка часто связана с комплексом неполноценности.
Завышенная. Обратный вариант: человек оценивает себя позитивно, общителен, требует к себе много внимания, ставит высокие цели, гордится успехами, приписывая их исключительно собственным усилиям и способностям, неудачи обесценивает, списывая их не на собственные ошибки, а на стечение внешних, случайных обстоятельств. Люди с завышенной самооценкой конфликтны, раздражительны и обидчивы.
Адекватная. Человек с адекватной самооценкой реалистично воспринимает себя и ситуацию, оценивает причины успехов и неудач, принимает свои ошибки.
От чего же зависит самооценка и как она формируется?
В первую очередь ребенок, будучи еще совсем маленьким, переносит родительскую оценку на самооценку. Если мама постоянно хвалит ребенка, балует его, говорит о его исключительности и совершенно не замечает его недостатков, ошибок и промахов – ребенок запечатлевает образ «Я-идеален». Впредь он и сам не будет замечать собственных ошибок. Но позже, когда он с такой позицией вступит в социальную среду, реакция окружающих и их оценка могут не совпасть с его собственным представлением о себе и своих качествах. Отсюда обидчивость, раздражительность, конфликтность.
Если же наоборот, мама постоянно говорит ребенку о том, что он делает не так, акцентирует внимание на его ошибках и промахах (даже если она делает это из лучших побуждений), то у ребенка запечатлевается образ, что он не такой, все делает неправильно. Такой ребенок, скорее всего, будет тревожным, застенчивым, малообщительным.
В раннем детстве формируется фундамент, база всей личности, в том числе и самооценка, но во взрослой жизни она может меняться под влиянием таких факторов, как возраст, семейное положение, значимость деятельности, положение в группе, уровень успеха и т.д.
Человек способен сознательно корректировать свою самооценку при помощи рефлексии, специальных психологических упражнений.

Статьи сотрудников